Главная Блог ICO и токены теперь легальны в России. Но есть нюансы

ICO и токены теперь легальны в России. Но есть нюансы

Приглашенный эксперт написала для UT Media колонку про новый закон о краудфандинге.

1
Вместо введения

8 августа президент России Владимир Путин подписал закон о краудфандинге, который вступит в силу с 1 января 2020 года. Этот документ включен в пакет законов о «цифровой экономике», которые, в частности, должны стать инструментом регулирования финтех-индустрии и криптовалют в России.

Хотя для криптоиндустрии основным считается закон о цифровых активах, который еще рассматривается, в принятом законе о краудфандинге есть нормы, позволяющие продавать токены. Впрочем, пока не решен вопрос с их дальнейшим оборотом, например, торговыми операциями.

Подробности закона о краудфандинге, о которых нужно знать как эмитентам токенов, так и инвесторам, UT Media разъяснила юрист в области IT, советник Health Graphix Мария Андрианова.


В России краудфандинг приживается медленно. Из-за своей незначительной популярности он бы не вызвал интерес властей, если бы не история с «бумом ICO» и прочими активностями, связанными с получением инвестиций в обмен на токены проекта.

Теоретически, токены решили одну из проблем краудфандинга. Раньше  инвестиции через платформу не давали ничего, теперь же инвестор начал получать некий цифровой объект с каким-то функционалом, набором прав, а также с надеждой на рост стоимости такого объекта. В результате сотни проектов (в том числе недостойных) получили огромные инвестиции.

На мой взгляд, закон о краудфандинговых платформах приняли прежде всего для того, чтобы контролировать и регулировать привлечение инвестиций взамен на токены — иными словам, ICO.

Законопроект пролежал «на полке» в течение более чем года, пока рынок криптовалют не пошел вверх. После этого документ оперативно прошел два чтения (с интервалом в один день). Поэтому я уверена, что его основной целью все же является контроль деятельности, связанной с криптовалютами и токенами. Кроме того, законом предусмотрены цифровые утилитарные права, под чем, видимо, и имеются в виду токены.

Нужен ли отдельный закон для регулирования краудфандинга? На мой взгляд, да. Мне довелось поработать с несколькими проектами краудфандинговых платформ. Неоднократно мы сталкивались с вопросом о правовой сущности проекта и того, какие нормы в отсутствие отдельного закона следует к таким проектам применять.

2
Правовая неопределенность

С одной стороны, в России уже была нормативная база, чтобы обеспечить легальную работу краудфандингового проекта. С другой, не стоит забывать о том, что чиновники далеко не всегда готовы идти навстречу оператору краудфандинговой площадки, особенно в случае жалоб от инвесторов.

При краудфандинге нужно всегда держать в голове ст. 172.2 УК РФ, в соответствии с которой караются финансовые пирамиды, выплачивающие доход новым инвесторам за счет вкладов предыдущих. Санкции применяются, если привлеченные деньги не расходуются в полном объеме непосредственно на объект инвестирования.

Если рассматривать тот же краудлендинг (массовое привлечение депозитов для выдачи займов), то при желании вполне возможно притянуть к этому занятию ФЗ 395-1. Да, выдача займов не запрещена, поскольку не относится к банковской деятельности — до тех пор, пока речь идет о собственных средствах. Если используются чужие средства, то это уже банковская операция, соответственно, систематическая выдача займов возможна только на основании банковской лицензии.

Санкции за ведение незаконной банковской деятельности предусмотрены ст. 172 УК РФ. Помимо этого, возникает риск признания микрофинансовой организацией в соответствии с ФЗ 151, если размер займов не превышает 500 тысяч рублей.

Есть мнение о том, что токены являются инвестиционного паем. Но далеко не каждый проект может организовать свою деятельность в качестве паевого инвестиционного фонда. Создавать его и обеспечивать легальную инфраструктуру дорого и долго, не говоря о получении лицензии. Поэтому в случае приравнивания судом проекта к паевому инвестиционному фонду ему придется нести ответственность за нелицензированную деятельность.

Закон о краудфандинге выполняет очень важную функцию: исключает применение вышеуказанных норм, невыгодных и опасных для стартапа, а также устанавливает правила игры, при соблюдении которых можно минимизировать риски привлечения к ответственности.

3
Зарубежный опыт

В развитых странах существует практика разработки специальных норм, посвященных явлению  краудфандинга.

Например, в Великобритании в декабре вступят в силу положения, регулирующие деятельность краудфандинговых P2P-платформ.

В США сферу краудфандинга регулирует также отдельный свод правил и действует JOBS Act от 2012 года, который ограничивает максимальную сумму инвестиций и количество инвесторов для одного проекта.

Во многих странах Европейского союза также приняты нормы, касающиеся краудфандинга, например, в Германии или Австрии.

4
Новая классификация инвесторов

Другая, тоже в принципе благая цель закона — защитить неквалифицированного инвестора от потери денежных средств.

Закон о краудфандинге делит инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных. Сумма инвестиций от одного неквалифицированного инвестора (физического лица) ограничена 600 тысячами рублей в течение одного года.

Отслеживание достижения лимита и статуса инвестора ложится на плечи оператора краудфандинговой платформы. На мой взгляд, это ограничение сильно по рынку микроинвестиций не бьет, особенно, учитывая общие тенденции к падению реальных доходов и покупательной способности населения.

Интересно другое — каким образом будет сочетаться положение о статусе инвесторов в законе о краудфандинге с грядущими изменениями законодательства о ценных бумагах.

Уже достаточно давно идет речь о том, чтобы разделить всех инвесторов на четыре группы:

  • Неквалифицированный особо защищаемый. Все, кто не включен в другие категории.
  • Простой. Физлица, сумма средств которых или стоимость ценных бумаг составляет 400 тыс. рублей и больше.
  • Простой квалифицированный. Инвесторы с активами от 10 млн рублей, или имеющие опыт работы на финансовых рынках.
  • Профессиональный инвестор. Лица, имеющие специальный международный сертификат, большой опыт работы на рынках ценных бумаг или активы не менее 50 млн рублей.

Важно понимать, что особо защищаемые неквалифицированные инвесторы не будут допущены к использованию львиной доли инструментов. Мне кажется, что риски для рынка микроинвестиций есть именно в этих изменениях закона о рынке ценных бумаг, а не в ограничениях закона о краудфандинге.

Если говорить о крупных инвесторах, то на моей практике крупные сделки по приобретению токенов всегда контролировались и совершались «вручную» и на особых условиях: с увеличенными скидками, большим количеством документов, особыми условиями о контроле, возврате, вхождении в долю и так далее, особыми манипуляциями, связанными с «холодными» кошельками. Перемещение крупных активов очевидно требует повышенного внимания.

Вероятно и есть инвесторы, которые готовы провести через малоизвестную платформу пару миллионов долларов в крипте и купить токены малоизвестного проекта без соблюдения дополнительных мер безопасности, но я с такими ситуациями пока не сталкивалась…

В любом случае, закон о краудфандинге не запрещает участие крупного инвестора. После прохождения через оператора инвестиционной платформы верификации в качестве квалифицированного инвестора крупный инвестор не будет ограничен по сумме инвестиций в понравившиеся ему проекты.

5
Какие токены можно продавать

Закон о краудфандинге содержит достаточную базу для проведения ICO или других способов привлечения средств в обмен на токены проекта.

Например, есть понятие утилитарных цифровых прав, их виды, ограничения по наполнению, требования к описательной части, правила учета и раскрытия информации. Статья 9 закона предполагает возможность выпуска цифровых свидетельств, удостоверяющих принадлежность свидетельства владельцу утилитарного цифрового права. Возможно, потребуется внедрение института специализированных депозитариев, обслуживающих оборот цифровых свидетельств.

Впрочем, есть и неприятное ограничение — распоряжение утилитарными цифровыми правами будет осуществляться только через инвестиционную платформу, оператор которой должен быть включен в реестр Банка России. В перспективе это создаст серьезные ограничения для проектов, планирующих не только выпуск токенов через платформу, но и листинг на зарубежных биржах. Видимо, в законе имеются в виду не все виды токенов, а только utility, созданные для доступа к сервису, но не имеют возможности обращения подобно ценной бумаге, как в случае security-токенов.

Ограничение на оборот токенов, как мне кажется, неизбежно повлечет снижение интереса к ним, если не будет предложена какая-то качественно новая связанная с ними денежная модель.

В целом, на основе закона о краудфандинге вполне можно будет проводить некие адаптированные варианты легального выпуска токенов.

К криптовалютам и к дальнейшему обороту токенов закон о краудфандинге практически не относится. Их будет регулировать закон о цифровых активах (ЦФА), но он еще не принят. Конкретно, в нем будет прописана деятельность крипто-обменников, выпуск security-токенов (если их вообще разрешат), особенности обращения.

На мой взгляд, существующий законопроект о ЦФА нужно доработать, так как в нем содержатся противоречия и неоправданные ограничения, а должного уровня «разрешительной» детализации, наоборот, не хватает.

Разрешительные нормы сейчас в России вообще не в тренде, судя по принимаемым законам — например, последним поправкам в законы «О национальной платежной системе» и о Банке России, которыми ужесточили контроль за работой иностранных платежных сервисов. В частности, теперь такие компании обязаны регистрироваться в специальном реестре ЦБ.

Помимо этого, на рассмотрении Госдумы находится проект закона «О совершении сделок с использованием электронной платформы», который будет регулировать так называемые «маркетплейсы» — электронные платформы, созданные для предоставления брокерских, страховых и финансовых услуг со множеством организаций в рамках одной платформы. Оператором маркетплейса сможет стать юридическое лицо с минимальным оборотом в 100 млн рублей.  Документ уже принят в первом чтении.

6
Цена легального ICO

Краудфандинговым платформам придется потратить значительные ресурсы, чтобы соблюсти все пункты внушительного списка из полутора десятка требований нового закона. Перечислю лишь некоторые из них:

  • Наличие собственного капитала в размере минимум 5 млн рублей.
  • Регистрация в реестре Банка России и предоставление финансовой отчетности.
  • Разработка правил о применении электронной подписи.
  • Обеспечение обязательного возврата инвестиций инвесторам в случае, если необходимая сумма предложения не была собрана.
  • Наличие в рекламе необходимых уведомлений о повышенных рисках, включая полную потерю денежных средств.

Требований много, и выполнить их нелегко и затратно. Между тем, переходный период достаточно короткий, так как закон вступает в силу уже с 1 января следующего года.

Вместе с тем, я знаю как минимум одну площадку, которая предпринимает усилия по изменению своей бизнес-модели под требования нового документа, хотя и не буду называть, какая. Ее основатели обрадовались появлению закона о краудфандинге, несмотря на все связанные трудности, так как вместо замешательства появилась определенность.

Подписывайтесь на наш Telegram канал @glavinvestor чтобы первыми узнавать о выходе Новых IPO, Инвестиционных Идеях и Отчетах!

Понравилась статья? Поддержи проект!
Голосуй и поделись ей с друзьями!
Совсем плохоПлохоНиче такХорошоСупер
(голосов: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...
Источникmedia.unitedtraders.com

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Инвестиционный Портфель

Вложено#VALUE!
Текущая Стоимость198.16 $
Доходность Активов#VALUE!